воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Окна в Blender. Основные приемы и методы управления.

Основы интерфейса Blender
Итак, в прошлом уроке вы, надеюсь, благополучно установили и попробовали запустить Blender.
Перед нами возникло окно, приведенное на фото выше (это стартовое окно версии 2.69).
Я думаю, вы заметили, что интерфейс Blender отличается от всего, что вы до сих пор видели в программах. И этому есть объяснение - разработчики сделали его таким исходя из основных правил, соблюдая которые, работать и настраивать программу под себя должно быть просто и удобно! Знаю, что то, что вы видите пока выглядит не совсем соответствует вашим представлениям, но это так. Не бойтесь и продолжайте! Если вы хорошо овладеете азами - это очень облегчит и ускорит вашу работу и повысит профессионализм!
Первое, что вы видите - это заставка программы. Вы легко можете скрыть ее, просто кликнув мышкой, не важно - левой или правой кнопкой. О содержимом окна заставки мы поговорим позже. Сейчас наша главная цель - понять, как устроены и настраиваются все эти панели и окна.
Первый вопрос - почему все кнопки, окна, да все, что вы видите такое непривычное? Разработчики создали собственные элементы управления для того, чтобы они абсолютно одинаково выглядели на любой операционной системе - Windows, Linux или MacOSX. Для этого они использовали OpenGL - открытую и независимую от платформы специальную графическую библиотеку, которую могут использовать программисты в своих разработках. Вот они ее и использовали :)
Разработчики Blender - люди опытные и они знают о неудобствах, которые пользователи испытывают при работе в различных программах. Поэтому было решено придерживаться трех основных принципов при создании интерфейса (элементов управления программы):
1. Рабочие окна программы не должны закрывать и перекрывать друг друга. Это значит, что вам не надо переключаться между разными всплывающими окошками, чтобы добраться до нужного элемента управления. И вы можете в любой момент видеть все нужные вам инструменты.
Программисты в версии 2.5 сделали только пару исключений из этого правила и мы их рассмотрим обязательно позже, потому что они специфичны.
2. Неблокирующий интерфейс. Инструменты и опции, которые вы будете настраивать и изменять в процессе работы не блокируют доступ к другим элементам управления. Это значит, что не будет появляться никаких окошек, которые блокируют остальной интерфейс и не дают доступ к другим инструментам, пока вы не введете значение в текущее поле.
3. Использование клавиатуры и мыши должно быть предсказуемым и понятным. Это правило хорошо воспринимается уже в процессе работы.
Идеалы, к которым стремятся разработчики понятны и трудно поверить, что все это постоянно соблюдается ими, но это так. И именно благодаря этим правилам Blender можно называть чрезвычайно мощным и удобным инструментом моделирования.
Из чего же построен интерфейс Blender? Давайте рассмотрим фото и опишем все основные элементы. Я взял эту картинку из официальной документации Blender и немного откорректировал.

На ней показаны все основные элементы и они обведены рамкой. Внизу каждый тип области пронумерован. Давайте рассмотрим по-порядку.
1. Editor (Редактор или Окно).
Они обведены оранжевой рамкой на изображении.
Собственно основные, глобальные области из которых состоит Blender - это Editor-ы или их еще можно назвать привычным названием - Окна. Лучше привыкать и запоминать иностранные названия, потому что по-мере изучения вы найдете множество учебников и уроков, в которых будут использоваться "родные" термины Blender.
Editor или окно - это основной элемент. Это окна, из которых вы можете создать удобный для вас вид Blender. Окна бывают разного типа и каждый тип окна содержит разные инструменты для работы. Мы рассмотрим каждый тип в процессе изучения, а пока давайте изучим общие для любого типа окна методы управления. Научимся подстраивать под себя все эти окошки и создадим удобный только для вас вид Blender.  Назовем это раскладкой или компоновкой окон. Разработчики также называют это Layout. У каждого пользователя может быть своя удобная для него компоновка интерфейса. Это как на вашем рабочем или кухонном столе - что то вы всегда должны иметь под рукой, а что-от убираете в ящик, чтобы не мешало. И кроме того, для разных стадий работы можно сделать разные компоновки окон и переключаться между ними быстро и просто в процессе. Например для моделирования вам будет удобно, чтобы на экране показывались одни окна, при анимировании - другие, при написании кода - только третьи. Вы сами решите, какие окна нужны для определенной стадии, а какие лишние. Добавлять, изменять или удалять окна очень просто. Стоит добавить, что разработчики Blender, исходя из собственного опыта уже создали несколько компоновок окон для разных этапов работы. Мы покажем позже, где они находятся и как переключаться между ними, а также создавать собственные.
Когда вы только открываете Blender, то стандартная компоновка состоит из пяти окон. Да, да, даже то, что вы считаете верхним меню - это на самом деле окно, просто определенного типа!
2. Заголовок. Что есть у любого окна независимо от его типа? Это Header или по-нашему Заголовок. На рисунке он выделен красным. У каждого окна есть заголовок и для каждого типа окна он может содержать свои элементы или меню. Однако, у любого заголовка любого типа окна есть стандартные элементы, с помощью которых можно управлять самим окном или заголовком. 
Во-первых, заголовок можно расположить в нижней или верхней части окна - как вам будет удобнее! Давайте попробуем сделать так, чтобы заголовок, который у окна располагается вверху - стал показываться внизу окна. Для этого подведите указатель мыши к заголовку нужного окна (окну, у которого заголовок вверху) и кликните правую кнопку мыши. Если вы кликнули на пустом месте заголовка, где нет никаких надписей меню или элементов управления, то вы увидите, как раскроется небольшое меню:
Видите пункт меню "Flip to Bottom" (означает - переключить вниз). Нажмите на этот пункт левой кнопкой мышки. Вы увидите, как заголовок исчез и появился в нижней части окна. Все просто!
Давайте переключим его обратно наверх. Подвели мышь к заголовку и нажали правой кнопкой. Видим:
Выбираем и кликаем левой мышкой пункт меню Flip to Top и видим, что заголовок теперь показывается вверху окна, как было раньше.
А помните про правило - Неблокирующийся интерфейс? Вот хороший пример! Если вы передумаете переключать заголовок вверх или вниз и просто отведете мышку за пределы меню, то оно исчезнет и не будет мешать дальнейшей работе.
Осталось только добавить, что если вы нажмете правую кнопку мыши на том месте заголовка, где есть какие-то элементы управления, то появляющееся меню немного изменится и для того чтобы управлять положением заголовка окна нужно будет сначала выбрать пункт меню Header, а в нем уже выбрать нужный подпункт (Flip to Bottom или Flip to Top). Вот так это выглядит:

Ну вот, с положением заголовка в окне мы и разобрались. Совсем не сложно, но уже позволит нам располагать заголовок так, как нам удобно в конкретном окне.
Какие еще пункты вы увидели в том меню, которое появляется?
Это два пункта: Hide Menus и Maximize Area. Зачем они нужны?
Пункт Hide Menus  (Скрыть Меню).
Почти у каждого окна в заголовке есть меню. Иногда мы не хотим, что оно показывалось, а видны были только элементы управления, без которых не обойтись. Для этого выбираем пункт Hide Menus и меню исчезнет, останутся только элементы управления в заголовке. Как сделать так, чтобы меню появилось? Логично - идем в меню заголовка (правой кнопкой) и выбираем теперь уже пункт Show Menus. И все на месте!
А как вообще скрыть заголовок окна? Это можно сделать, если просто подвести мышь к краю заголовка, указатель изменить вид на две стрелки, направленные друг от друга. Теперь просто щелкните левой кнопкой и удерживая ведите мышь к краю окна. Заголовок исчезнет, а с правой стороны появится небольшой "лепесток" с плюсом внутри. Нажмите на него и заголовок появится снова.
В Blender некоторые действия можно сделать разными способами и фокус с исчезающим и появляющимся меню - хороший пример. Посмотрите на левую часть заголовка в котором есть меню и оно сейчас отображается. Вы увидите круглую кнопочку с изображением знака минус:
Нажмите на нее левой кнопкой мышки. Меню в заголовке исчезнет, а кнопка вместо минуса станет показывать уже плюс. Щелкните на плюс и меню снова появится! Идем дальше!
Пункт Maximize Area (сделать текущее окно максимальным).
Иногда в процессе работы вам будет удобно, чтобы текущее окно-редактор (Editor) был максимального размера, а другие окна не мешали. Не у всех есть мониторы большого размера. Создавать для этого компоновку (Layout) отдельного типа как-то не айс, уж больно много их получится. Вот для этого и существует пункт Maximize Area. Попробуйте выбрать его.
Вы увидите, что текущее окно-редактор развернулось на весь экран, а другие окна исчезли! И теперь стало уже гораздо просторнее, есть где развернуться и окинуть взглядом нюансы и общий вид.
Как вернуть все обратно? Уже наверное догадались - кликаем мышкой на заголовке и выбираем пункт Tile Area. Все вернется на свои места и привычная раскладка снова радует глаз. Удобно! Но немного напрягает - приходится щелкать мышкой и т.д. Для этого существует горячая комбинация кнопок клавиатуры. Привыкайте использовать горячие кнопки. Это в разы, а может и на порядок ускорит вашу работу. Итак, для того чтобы повторить фокус с раскрыванием текущего окна на весь экран существует комбинация кнопок: Ctrl + Стрелка вверх или вниз на клавиатуре. Те вверх и вниз, что используем для управления курсором при печати или в играх. Кнопки, которые есть на цифровой клавиатуре тут не сработают. Вот эти надо нажимать:

Думаю, у большинства клавиатуры именно такие. Нажимаем и удерживаем Ctrl и давим Вверх или вниз и наше текущее окно будет или раскрываться или наоборот.

Ну вот, уже начинаем овладевать горячими кнопками. 
Что еще есть у каждого заголовка любого окна?
Это переключатель типа окна.
Как он выглядит? Посмотрите на самый левый значок заголовка. Там будет что-то вроде одного из таких значков или подобный со стрелками вверх и вниз:
Если вы кликните на таком значке левой кнопкой, то он раскроется и вы увидите большой список:

Тут вы можете выбрать тип текущего окна. Сейчас существует 17 типов окон и каждое предназначено для определенных функций.
Например окно, в котором вы видите тот куб при открытии программы - это окно типа 3D View (3D-редактор). А то, что вы первоначально могли принять за верхнее главное меню Blender - это просто окно типа Info.
Каждый тип окна нужен для определенного спектра задач и вы научитесь работать с ними.
Давайте теперь быстро пробежимся по оставшимся элементам, которые есть в Blender. Просто, чтобы вы понимали, как что называется. Еще раз посмотрим на рисунок:

3. Регион (выделен желтым квадратом). Некоторые окна могут иметь регионы. Например у окна типа 3D View есть два региона. Их можно скрывать или отображать нажатиями кнопок N (регион свойств) и T (регион инструментов Tools). Указатель мышки при этом вы должны передвинуть в это область этого окна. Что в этих конкретно регионах, какие элементы управления - рассмотрим позже, просто запомним, что они могут быть и как их скрывать и отображать.
4. Контекстные кнопки (обведены красной рамкой). Дают доступ к наборам опций. Некоторые заголовки могут иметь контекстные кнопки. Они чем-то похожи на закладки, которые переключают содержимое окна взависимости от выбранной закладки.
5. Панели (обведены зеленым). Панели в окнах объединяют и группируют наборы элементов управления. Вы можете раскрывать и скрывать содержимое отдельной панели с помощью треугольника, которой находится слева от названия панели (показаны прозрачным кругом на рисунке):
Помимо это, у некоторых панелей рядом с названием может стоять опция-чекбокс, с помощью которой вы включаете или отключаете действие инструментов данной панели
Панели можно также упорядочить так, как вам удобнее. В верхнем правом углу каждой панели есть такой участок:
Нажмите на него левой кнопкой мыши и удерживая начинайте тащить. Панель послушно начнет перетаскиваться согласно вашим движениям. 
Еще одна функция - вы можете дать указание выстраивать панели в окне как по-горизонтали, так и по-вертикали. Для этого в районе заголовка панели нажмите правую кнопку мыши и откроется меню под названием Align. Вот такое:
Выбирайте нужный вам способ упорядочивания панелей - по-вертикали (vertical) или по-горизонтали (horizontal).
5. Элементы управления (Control). Ну это собственно кнопки, слайдеры, опции и меню на панелях. С ними мы будем знакомится вскоре и по-ходу.

На этом, пожалуй хватит на сегодня, для одной статьи материал слишком обширный. В следующей статье мы разберемся - компоновать окна и как создавать раскладки (Layouts) на свой вкус!

Следующие
Это самый новый пост.
Предыдущие
Предыдущее

0 коммент.:

Отправить комментарий